ВОПРОС № 1. Какие основные понятия в сфере жилищно- коммунальных услуг (ЖКУ) впервые сформулированы в Законе?

В статье №1 Закона впервые определен сам термин «жилищно- коммунальные услуги».

ЖКУ — это деятельность, направленная на поддержание, восста­новление надлежащего санитарного, технического состояния жилых домов, жилых и вспомогательных помещений, придомо­вой территории.

Также в этой статье говорится о том, что ЖКУ должны быть качественными, т.е. способными удовлетворить потребности жильцов в функциональной пригодности, надежности жилья, безопасности условий проживания. Недостатком ЖКУ признает­ся их несоответствие техническим нормативным правовым актам (ГОСТам, строительным правилам и нормам и т.п.), условиям договора на оказание ЖКУ.

В соответствии со статьей 6 Закона потребитель имеет право на:удовлетворение потребностей в ЖКУ;

  • безопасность ЖКУ;
  • информацию об исполнителе и оказываемых им услугах;
  • просвещение исполнителя в области защиты прав потребите­лей ЖКУ;
  • надлежащее качество ЖКУ;
  • возмещение убытков, вреда, причиненных жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие неоказания ЖКУ либо оказания их с недостатками;
  • государственную, включая судебную, защиту своих интересов

ВОПРОС № 2. Какие виды услуг предусматривает Закон?

Закон выделяет основные и дополнительные ЖКУ. Основные ЖКУ оказываются в обязательном порядке и обеспечивают необходимую благоустроенность наших жилых домов, жилых и вспомогательных помещений, придомовой территории применительно к условиям населенного пункта, должны соответствовать всем установленным санитарным и техническим требованиям (ст. 4). Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2009 г. № 99 уста­новлены следующие основные жилищно-коммунальные услуги:

  • Техническое обслуживание многоквартирного дома;
  • Водоснабжение;
  • Водоотведение (канализация);
  • Централизованное газоснабжение;
  • Электроснабжение;
  • Централизованное теплоснабжение;
  • Пользование лифтом;
  • Вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов.

Определено в статье 4 Закона и понятие «техническое обслужи­вание». Оно включает эксплуатацию и текущий ремонт общего имущества жилых домов, уборку и освещение вспомогательных помещений жилых домов, придомовой территории, также ремонт усовершенствованных покрытий проездов, уход за зелеными насаждениями. Источниками финансирования текущего ремонта жилищного фонда являются средства местных бюджетов и сред­ства от внесения собственниками, нанимателями жилых поме­щений и членами организаций застройщиков платы за текущий ремонт, а также иные источники финансирования, не запрещен­ные законодательством.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2003 г. № 724 утверждена система государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики, в том числе и в области жилищно-коммунального хозяйства. Социальные стандарты устанавливают минимальный гаранти­рованный объем потребления жилищно-коммунальных услуг на основании санитарно-гигиенических норм и среднестатистиче­ских данных по объемам потребления воды, газа и электроэнергии.

Так, для граждан, проживающих в жилых домах, оборудованных централизованным водоснабжением и канализацией, норматив обслуживания — не менее 140 л/сутки на одного человека, в том числе не менее 70 л/сутки — на горячее водоснабжение.

Социальные стандарты по отоплению жилых помещений (темпе­ратура в жилом помещении должна быть не менее 18° С), темпе­ратуре горячей воды (не менее 50° С) определены в соответствии с нормами Сан! 1ин и СНБ.

Норматив потребления электроэнергии в домах: с газовыми плитами — 60 кВт/ч в месяц на одного человека, с электроплитами — 90 кВт/ч в месяц на одного человека.

Норма расхода газа для целей пищеприготовления: природный газ — 8 куб.м/месяц на одного человека, сжиженный емкостный газ — 3 куб.м/месяц па одного человека, сжиженный баллонный газ — 10 баллонов в год на семью.

Сбор и вывоз твердых коммунальных отходов с территорий населенных пунктов осуществляются в соответствии с графика­ми, утвержденными местными исполнительными и распоряди­тельными органами.

ВОПРОС № 3. Что такое договор на оказание ЖКУ?

Договор на оказание жилищно-коммунальных услуг заключа­ется потребителем, являющимся нанимателем жилого помеще­ния государственного жилищного фонда, собственником жилого помещения, членом организации застройщиков, или иным лицом, уполномоченным им на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством (ст. 15). Условия договора определяются по усмотрению сторон в порядке и пределах, предусмотренных законодательством.

Газо, электро и теплоснабжение осуществляется на основа­нии самостоятельных договоров. Все остальные услуги будут оказываться в соответствии с договором на оказание ЖКУ (ст. 13). Данный договор будет типовым, что позволит защитить интересы потребителя от произвольного установления исполнителем усло­вий договора.

Необходимо включать в договор пункт о сроке, в течение кото­рого исполнитель должен оказать услугу.

Потребитель имеет право внести изменения в договор путем заключения с исполнителем или уполномоченным лицом допол­нительного соглашения, являющегося неотъемлемой частью дого­вора. В качестве существенных условий, которые могут оказаться основанием для изменения договора, выступают условия, назван­ные в законодательстве существенными для договора данного вида (ст. 14).

Если одна из сторон (исполнитель или потребитель), для кото­рой в соответствии с настоящим Законом заключение догово­ра обязательно, при наличии технических условий для оказания соответствующей жилищно-коммунальной услуги уклоняется от заключения договора, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (ст. 15).

ВОПРОС № 4. Возможны ли перерывы в предоставлении коммунальных услуг?

Коммунальные услуги оказываются исполнителем потребителю постоянно.

Однако возможны и перерывы, но при наличии следующих оснований (статья 16):

  • проведение плановых или по заявкам жильцов ремонтных и профилактических работ;
  • наступление межотопительного периода;
  • наличие без уважительных причин задолженности по оплате коммунальных услуг;
  • при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий;
  • приостановление оказания коммунальных услуг по требованию потребителя, если такое приостановление технически возможно и не нарушает прав иных потребителей, на основании актов законо­дательства или договора на оказание таких услуг;
  • хищение, уничтожение или повреждение сетей и оборудова­ния, делающие невозможным оказание коммунальных услуг либо создающие угрозу причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителей.

В случае планируемого перерыва в оказании коммунальных услуг вам должны сообщить об этом не позднее, чем за 3 дня до начала перерыва. В сообщении указываются причина и срок пере­рыва. Также в этом случае должен быть произведен перерасчет оплаты за оказание услуг.

Исполнитель обязан (статья 17):

  • обеспечивать своевременное и качественное предоставление ЖКУ;
  • рассматривать требования потребителей в связи с неоказанием ЖКУ либо оказанием ЖКУ с недостатками, вести их учет;
  • своевременно и за свой счет выполнять работы по устранению выявленных недостатков ЖКУ, которые возникли по его вине.

ВОПРОС № 5. Что делать, если вам не оказали ЖКУ или вы не удовлетворены качеством услуги?

В этом случае статья 20 Закона предоставляет вам право обра­титься напрямую к исполнителю или в аварийно-диспетчерскую службу — письменно или по телефону. Если вы делаете заявку по телефону, вам должны сообщить фамилию и должность лица, принявшего заявку, а также регистрационный номер сообщения.

Работник исполнителя должен прибыть к потребителю на

основании уведомления потребителя не позднее срока, определен­ного договором. В случае необеспечения потребителем доступа в жилые помещения в заранее согласованное время исполнитель не несет ответственности за нарушение указанного срока.

Прибывший работник исполнителя устанавливает факт нали­чия и причины неоказания (оказания с недостатками) жилищно- коммунальной услуги (или не подтверждает факт неоказания (некачественного оказания) жилищно-коммунальной услуги), а также составляет претензионный акт и при наличии техни­ческой возможности с согласия потребителя незамедлительно устраняет ее недостатки. Если сразу устранить недостатки ЖКУ невозможно, то устанавливается приемлемый срок для устране­ния недостатка либо потребителю направляется мотивированный письменный отказ в удовлетворении его требований.

В любом случае недостаток услуги должен быть устранен в течение одного месяца со дня предъявления требования, если иной срок не установлен по соглашению сторон.

ВОПРОС № 6. Проведение перерасчета платы за ЖКУ.

Перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги произво­дится в двух случаях:

  • если жилищно-коммунальные услуги не оказываются (оказываются некачественно);
  • если потребитель выехал из места жительства (регистрации по месту жительства) на срок свыше десяти суток подряд.

1) Перерасчет платы в случае некачественного оказания жилищно-коммунальных услуг. Перерасчет платы за жилищно- коммунальные услуги в случае, если они не оказываются (оказыва­ются некачественно), производится следующим образом.

В случае подтверждения факта неоказания какой-либо жилищ­но-коммунальной услуги (некачественного оказания) составляет­ся соответствующий акт (претензионный акт исполнителя, если он признает факт неоказания (некачественного оказания) жилищно- коммунальной услуги, или акт проведения независимой провер­ки (экспертизы), если исполнитель сам не признал факта неоказа­ния (некачественного оказания) жилищно-коммунальной услуги). В случае признания судом факта неоказания (некачественного оказания) жилищно-коммунальной услуги исполнителю доводит­ся соответствующее постановление суда.

В течение 7 дней со дня составления (предоставления) соот­ветствующего акта или постановления суда исполнитель обязан принять решение об уменьшении размера платы за жилищно- коммунальную услугу в соответствии с законодательством — Положением о порядке перерасчета платы за основные жилищно- коммунальные услуги в случае их неоказания или оказания с недостатками, а также перерасчета платы за коммунальные услу­ги за период перерывов в их оказании, утвержденным постановле­нием № 99 и постановлением Минжилкомхоза РБ от 10.08.2009 г. № 29 «О порядке расчета недопоставленного объема тепловой энергии на отопление, удельного веса стоимости отдельной услу­ги или работы по техническому обслуживанию жилого дома при оказании населению данных видов услуг с недостатками».

При этом следует отметить, что перерасчет платы за основ­ные жилищно-коммунальные услуги, предоставленные с недо­статками или непредоставленные потребителю, указанные в акте независимой проверки (экспертизы), производится со дня поступления к исполнителю устного или письменного обращения потребителя о проведении проверки качества жилищно-комму­нальной услуги.

2) Перерасчет платы в случае выезда из места жительства (регистрации по месту жительства).

Вопрос о перерасчете платы за некоторые виды коммуналь­ных услуг (вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), газоснабжение) в случае, если гражданин выехал из места житель­ства (регистрации по месту жительства) на срок свыше десяти суток подряд, регулируется Положением «О порядке перерасчета платы за некоторые виды коммунальных услуг и приостановления (возобновления) предоставления коммунальных услуг», утверж­денным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.12.2005 г. № 1466 (далее — Положение №1466).

Такой перерасчет производится в случаях, если гражданин отсутствовал по месту жительства (регистрации по месту житель­ства) по следующим основаниям:

  • выезд за границу;
  • выезд на санаторно-курортное лечение;
  • лечение в больнице, госпитале и т.д.;
  • временное содержание в местах предварительного заключения и лишения свободы;
  • прохождение срочной воинской службы (военных сборов);
  • выезд в сельские населенные пункты (в т.ч. на дачные участки), на учебу, в командировку;
  • проживание по договорам найма жилого помещения частного жилищного фонда граждан, поднайма жилого помещения госу­дарственного жилищного фонда.

В этих случаях (за исключением выезда за границу) подтвержде­нием отсутствия гражданина по месту жительства будет справка, выданная соответствующей организацией по форме, установлен­ной приложением 2 к Положению № 1466.

При выезде гражданина за границу фактом подтверждения его отсутствия по месту жительства будут являться документы, подтверждающие нахождение за границей (один или несколь­ко): именные проездные билеты, документ, удостоверяющий личность, или документ для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь с отметками о пересечении границы или регистрации по месту жительства за границей, или другие документы, подтверждающие нахождение за границей, на государственном языке Республики Беларусь и заверенные надле­жащим образом.

Важно помнить, что заявление о перерасчете платы и справку для перерасчета (документы, подтверждающие нахождение за границей) необходимо представить в организацию, осуществляющую начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, в течение 7 календарных дней со дня возвращения на место жительство (место регистрации), иначе перерасчет платы производиться не будет.

ВОПРОС № 7. Какая ответственность установлена Законом за нарушение прав потребителей жилищно- коммунальных услуг?

В случае подтверждения исполнителем неоказания жилищно- коммунальной услуги или оказания ее с недостатками потреби­тель вправе требовать оказания ЖКУ и не оплачивать данную услугу за период с момента, указанного в претензионном акте, акте независимой проверки (экспертизы) или судебном постанов­лении, до момента начала (возобновления) оказания ЖКУ, требо­вать возврата платы за оказанную услугу либо уменьшения разме­ра платы, либо повторного оказания ЖКУ, если это технически возможно (ст. 20, части 6-7).

В случае нарушения прав потребителя ЖКУ потребитель имеет право на возмещение причиненных убытков в полном объеме, включая дополнительные расходы (ст. 22 Закона).

Защиту прав потребителей ЖКУ, в частности, рассмотрение обра­щений, направление предписаний о прекращении нарушений прав и т.д., осуществляет Министерство торговли (статья 23 Закона).

Потребители также могут обратиться в суд с исками о защи­те прав потребителей в случае нарушения прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

ВОПРОС № 8. Что такое перепланировка или переустройство? Какие виды работ требуют согласования с местным исполнительным органом, со специализированной организацией. Какие документы необходимо при себе иметь
гражданину при подаче заявления на переустройство или перепланировку? Штрафы за самовольную перепланировку (переустройство).

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 мая 2013 года № 384 «О некоторых вопросах пере­устройства и перепланировки, установки на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и иных конструкций, а также реконструкции жилых домов» при проведе­нии ремонта в квартире каждый шаг придется согласовывать либо в исполкоме, либо в ЖЭСе.

Переустройство определено Положением как изменение инженерных систем (демонтаж, установка, замена или перенос инженерных сетей, электрического, санитарно-технического или иного оборудования) в жилом и нежилом помещениях и конструктивных элементов в процессе выполнения ремонтно- строительных работ.

Перепланировка представляет собой изменение планировочных решений жилого и нежилого помещений в процессе ремонтно- строительных работ.

Обязательному согласованию с местным исполнительным орга­ном без разработки и утверждения проекта подлежат:

  • изменение площади, количества жилых комнат и помещений в квартире с сохранением функциональных зон за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок,
  • устройство, увеличение проемов в перегородках.

Обязательному согласованию с местным исполнительным орга­ном с разработкой и утверждением проекта подлежат:

  • демонтаж, установка, замена или перенос систем холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения, отопления, электроснаб­жения, канализации, мусороудаления, газоудаления, вентиляции, в том числе электрического, санитарно-технического, отопитель­ного, газового оборудования и отопительных приборов;
  • перенос полотенцесушителя;
  • устройство гидро, паро, тепло и звукоизоляции;
  • изменение конструкции пола;
  • изменения в несущих конструкциях.

Потребуют согласования со специализированными организаци­ями следующие виды работ:

  • установка индивидуальных приборов учета воды, замена поло­тенцесушителя — с ЖЭСом (ЖРЭО);
  • замена газовой плиты, котла, колонки в пределах помещения, в которых они установлены в соответствии с первоначальным проектом на газоснабжение, установка индивидуальных прибо­ров учета газа — с газоснабжающей организацией;
  • замена заполнений оконных и дверных проемов фасадов много­квартирных жилых домов — с местными органами архитектуры и градостроительства;
  • остекление балконов и лоджий — с местными органами архи­тектуры и градостроительства, ЖЭСом (ЖРЭО);
  • установка в многоквартирных жилых домах входных дверей в жилое и нежилое помещения с изменением направления их откры­вания — с ЖЭСом (ЖРЭО).

Не требуются согласование (разрешение) местного исполни­тельного органа и разработка проекта на следующие виды работ:

  • установка (замена) межкомнатных дверей в пределах суще­ствующего дверного проема;
  • замена и установка входных дверей в жилое помещение в пределах существующего дверного проема без изменения направ­ления их открывания;
  • устройство подвесных (натяжных) потолков;
  • устройство и демонтаж стационарных шкафов и антресолей;
  • замена электротехнических изделий (розетки, выключатели, светильники), а также санитарно-технического оборудования (унитаз, ванна, умывальник, мойка, биде);
  • установка вентиляционных приборов;
  • демонтаж ванны и установка душевой кабины, перенос существующей и (или) установка дополнительной водоразборной арматуры, замена трубопроводов холодного и горячего водоснаб­жения, канализации, находящихся в жилых и нежилых помеще­ниях, без изменения месторасположения санитарно-технического оборудования.

Для получения согласования (разрешения) на переустройство или перепланировку гражданин, который инициирует данный вид работ, подает в местный исполнительный орган заявление и пред­ставляет следующие документы:

Капитальный ремонт жилых домов производится в соответствии с программами (списками) капитального ремонта жилого фонда, утверждаемыми ежегодно местными исполнительными и распо­рядительными органами. Ремонтно-строительные работы произ­водятся на основании проектно-сметной документации, утверж­денной и прошедшей в установленном порядке вневедомственную государственную экспертизу. Принятие конкретных проектных решений по жилому дому и включение видов ремонтных работ в проектно-сметную документацию осуществляются по результатам обследования дома исходя из технического состояния конструк­тивных элементов здания с учетом Перечня основных видов работ, выполняемых при капитальном ремонте зданий и сооруже­ний, изложенного в ТКП 45-1.04-206-2010 «Ремонт, реконструк­ция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений».

ВОПРОС № 9. Если внутренняя отделка вашей квартиры повреждена в результате произошедшего залива.

При выявлении дефектов и (или) неисправностей конструктив­ных элементов и инженерных систем жилого дома (жилых и (или) вспомогательных помещений) либо небрежного пользования ими гражданами, которые привели к их повреждениям, а также повреждениям элементов отделки в жилых, в том числе подсоб­ных, и (или) вспомогательных помещениях, имущества граждан, при обращении не позднее месячного срока граждан по данным вопросам организация с участием заинтересованных сторон производит обследование поврежденного имущества и составля­ет акт обследования. В акте обследования, проводимого организа­цией, указываются причины, повлекшие повреждения, перечень поврежденных конструкций либо элементов отделки и имущества граждан, лицо, причинившее вред.

На основании акта обследования организация составляет дефектный акт на ремонтно-строительные работы поврежденных помещений. При возможности самовосстановления (высыхание и другое) утративших свои потребительские качества элементов отделки указанный дефектный акт составляется не позднее 20 календарных дней со дня составления акта обследования. В дефектном акте на ремонтно-строительные работы указывают­ся виды и объемы ремонтно-строительных работ, качество и виды материалов отделки для ремонта поврежденных помещений.

На основании дефектного акта на ремонтно-строительные рабо­ты по требованию одной из заинтересованных сторон составляется в установленном порядке смета на ремонтно-строительные рабо­ты поврежденных помещений.

Для возмещения причиненного вреда имуществу граждан стра­ховой организацией или организацией, имеющей право на прове­дение независимой экспертизы по оценке имущества, по обра­щению заинтересованных сторон составляется дефектный акт на поврежденное имущество, указанное в акте обследования, и в соответствии с ним определяется сумма причиненного вреда.

В случае возникновения спора по вопросам компенсации стои­мости ремонтно-строительных работ и возмещению вреда имуще­ству спор разрешается в судебном порядке.

ВОПРОС № 10. Размер платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования.

Размер платы за пользование жилыми помещениями коммерче­ского использования определяется исходя из:

  • размера базовой ставки платы за пользование такими жилыми помещениями, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь (0,2 базовой величины на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц);
  • коэффициентов, определяемых облисполкомами и Минским горисполкомом в зависимости от степени благоустройства и места нахождения жилых помещений;
  • понижающего коэффициента, определяемого облисполкомами и Минским горисполкомом (в Брестской области — 0,1).

Пример:

Размер ставки за пользование коммерческим жильем составляет 0,2 базовой величины за 1 кв.м. Базовая величина составляет с 01.04.2014 — 150 000 руб., следовательно, размер названной ставки равен 30 000 руб.

В г. Бресте коэффициент в зависимости от степени благоустройства и места нахождения жилых помещений — 0,75.

Плата за пользование типовой двухкомнатной квартирой (48 кв.м), располо­женной в г. Бресте, составляет 108 000 руб. (30 000 руб. х 48 кв.м х 0,75 * 0,1).

ВОПРОС № 11. О льготах по оплате за техобслуживание, пользование жилыми помещениями и коммунальные услуги.

Льготы по оплате за техническое обслуживание, пользование жилыми помещениями и коммунальные услуги предоставляют­ся гражданам в соответствии с Законом Республики Беларусь от 14 июня 2007 года №239-3 «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (далее — Закон).

Согласно пункту 3 статьи 16 Закона, право на 50%-ную скид­ку с платы за техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением в пределах 20 кв.м общей площади занима­емого жилого помещения и право на 50%-ную скидку с платы за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, кана­лизация, газ, электрическая и тепловая энергия, вывоз и обезвре­живание твердых бытовых отходов, пользование лифтами) по установленным законодательством тарифам (ставкам) в пределах утвержденных норм потребления имеют инвалиды I и II группы, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по зако­ну их содержать, и проживающие одни либо только с инвалидами I или II группы и (или) с неработающими пенсионерами, достиг­шими возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях.

Для льготной категории граждан утверждены нормы потребле­ния коммунальных услуг. Нормой потребления тепловой энергии для нужд отопления на одного человека, имеющего льготу, являет­ся количество тепловой энергии, равное произведению количества тепловой энергии (Гкал на 1 кв.м общей площади жилых помеще­ний), определенного в установленном порядке для расчета оплаты отопления жилого помещения за месяц, на 20 кв.м общей площа­ди жилого помещения. Таким образом, в соответствии с вышеназ­ванным Законом льготы гражданам могут быть предоставлены только в пределах утвержденных норм (нормативов).

ВОПРОС № 12. Как должно производиться начисление платежей за пользование лифтом и за вывоз, обезвреживание и переработку твердых коммунальных отходов (далее — ТКО).

Подпунктом 3.1 пункта 3 Указа Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007 г. № 413 «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребыва­ния» предусмотрено, что каждый гражданин обязан зарегистри­роваться по месту жительства в пределах Республики Беларусь и в случаях и порядке, предусмотренных Положением, обязан либо вправе зарегистрироваться по месту пребывания в пределах Республики Беларусь.

Граждане считаются зарегистрированными: по месту житель­ства — постоянно; по месту пребывания — временно (подпункт 3.2 пункта 3 Указа).

Кроме того, регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства.

Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги граж­данину производится по месту жительства в соответствии с регистрацией в установленном порядке, что предусмотрено поста­новлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1999 г. № 1332 «Об упорядочении расчетов населения за поль­зование жилыми помещениями и коммунальными услугами» (далее — постановление № 1332).

Таким образом, плата за услуги ТКО (по нормативам потре­бления и тарифам, утверждаемым местными исполнительными и распорядительными органами) и пользование лифтом начис­ляется гражданину по месту жительства независимо от места пребывания.

ВОПРОС № 13. Как должны оплачиваться услуги водоснабжения и водоотведения гражданами, проживающими в жилых домах (квартирах), оснащенных приборами индивидуального учета расхода воды?

В соответствии с подпунктом 1.8-1 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1999 г. № 1332 «Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами» плата за услуги водоснабжения, водоотведения (канализации) с граждан, проживающих в жилых домах (квартирах), оснащенных прибора­ми индивидуального учета расхода воды, взимается по тарифам, установленным законодательством Республики Беларусь, в преде­лах объемов водопотребления на одного проживающего (зареги­стрированного по месту жительства) 140 л в сутки.

Плата за услуги водоснабжения, водоотведения (канализации), потребленные сверх 140 л в сутки, взимается по установленным законодательством Республики Беларусь тарифам, обеспечиваю­щим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание.

Объемы водопотребления (140 л в сутки на человека) по «льгот­ным» тарифам распространяются на граждан, зарегистрирован­ных по месту жительства.

ВОПРОС №14. Как должны оплачиваться услуги водоснабжения и водоотведения гражданами, проживающими в жилых домах (квартирах), не оснащенных приборами индивидуального учета расхода воды?

Подпунктом 1.8. пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1999 г. № 1332 «Об упорядоче­нии расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами» (далее — Постановление) установлено, что плата за коммунальные услуги взимается исходя из фактиче­ского потребления этих услуг в натуральном выражении, исчис­ляемого по показаниям индивидуальных или групповых прибо­ров учета либо по установленным местными исполнительными и распорядительными органами нормам (нормативам) потребления, а также тарифов на коммунальные услуги, устанавливаемых зако­нодательством Республики Беларусь.

Подпунктом 1.83. пункта 1 Постановления определено, что плата за услуги водоснабжения и канализации взимается исходя из установленных законодательством Республики Беларусь тари­фов, обеспечивающих полное возмещение экономически обосно­ванных затрат на их оказание, с граждан, проживающих в кварти­рах (индивидуальных жилых домах), не оснащенных приборами индивидуального учета расхода воды, за исключением тех, в кото­рых экономически нецелесообразна либо технически невозможна установка этих приборов.

Пример:

Норма водопотребления для безучетных потребителей, проживающих в жилых домах, оборудованных водопроводом, канализацией, ваннами (душами) и централизованным горячим водоснабжением, — 280 л/сутки с одного челове­ка (решение Брестского облисполкома от 06.07.2004 г. № 442).

Действующие с 01.01.2014 г. тарифы для населения, обеспечивающие полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание: за услуги холодного водоснабжения — 5700 руб. за куб.м, водоотведение — 5150 руб. за 1 куб.м.

Размер платы с одного человека в месяц составит:

за услуги водоснабжения — 5700 руб./ куб.м х (280 л/сут. х 30 дней)/ЮОО х 1 чел. = 47 880 руб.

за услуги водоотведения (канализации) — 5150 руб./ куб.м х (280 л/сут. х 30 дней)/1000 х 1 чел. = 43 260 руб.

ИТОГО: 47 880 руб. + 43260 руб. = 91 140 руб.

ВОПРОС №15. Как осуществляется плата за подогрев воды,услуги централизованного водоснабжения и канализации
в жилых домах, в которых отсутствуют инженерные системы рециркуляции горячей воды?

Подпунктом 1.4-1 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1999 г. № 1332 «Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и комму­нальными услугами» установлено, что в жилых домах, в которых отсутствуют инженерные системы рециркуляции горячей воды, плата за подогрев воды, услуги централизованного водоснабжения и кана­лизации в пределах фактического потребления объемов горячей воды, определенных по показаниям приборов индивидуального учета расхо­да воды, но не выше норм водопотребления, установленных местными исполнитёльными и распорядительными органами, осуществляется с 10-процентной скидкой с тарифов на эти услуги, установленных зако­нодательством Республики Беларусь.

ВОПРОС № 16. Каким нормативным правовым документом установлено взимание пени в размере 0,3 процента за просрочку жилищно-коммунальных платежей?

В соответствии со статьей 33 Жилищного кодекса Республики Беларусь собственники жилых и (или) нежилых помещений, нанима­тели жилых помещений государственного жилищного фонда, члены организации застройщиков, дольщики, заключившие договоры, пред­усматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, несвоевременно и (или) не в полном объеме внесшие плату за жилищно-коммунальные услуги, уплачивают пеню в размере, установленном законодательством. Наниматели жилых поме­щений государственного жилищного фонда, несвоевременно и (или) не в полном объеме внесшие плату за пользование жилым помеще­нием, уплачивают пеню в размере, установленном законодательством.

Согласно п.1.12 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2001 г. № 1332 «Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами» предусмотрено, что за просрочку гражданами жилищно- коммунальных платежей взимается пеня в размере 0,3 процента от не уплаченной в установленном размере суммы этих платежей.

Аналогичный порядок взимания пени за несвоевременную оплату платежей за жилищно-коммунальные услуги установлен постанов­лением Совета Министров Республики Беларусь от 5 апреля 2013 г. № 269 для граждан, проживающих в общежитиях.

 

Брестское областное унитарное предприятие «Управление ЖКХ»